(Петров Иван Степанович; 29.05.1828, ст-ца Федосеевская, обл. Войска Донского - 2.09.1897, Казань), архиеп. Казанский и Свияжский. Сын причетника из донских казаков (впосл. отец В. служил священником в улалинском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре на Алтае). И. Петров окончил Зотовское (Новочеркасское) ДУ, в 1849 г.- Воронежскую ДС, в 1853 г.- КДА со степенью магистра. В марте 1853 г. ректором академии архим. Антонием (Амфитеатровым) пострижен в монашество одновременно со своим сокурсником сербом М. Йовановичем (буд. Сербским митр. Михаилом), с к-рым его впосл. связывала многолетняя духовная дружба. 14 апр. 1853 г. рукоположен во диакона, 22 окт.- во иерея Киевским митр. Филаретом (Амфитеатровым). 30 окт. определен учителем по классу логики, психологии и соединенных с ними предметов в Орловскую ДС. С марта 1855 г. помощник инспектора Воронежской ДС, с 25 июня 1856 г. член семинарского правления, с 4 окт. 1856 г. библиотекарь. С дек. 1853 по июнь 1857 г. участвовал в составлении и редактировании «Ист.-стат. описания Орловской епархии», для чего исследовал архивы храмов и мон-рей. 30 апр. 1857 г. определен инспектором и профессором по классу Свящ. Писания в Иркутскую ДС, в июне следующего года переведен на те же должности в новоучрежденную Томскую ДС, где близко познакомился с алтайскими миссионерами (см. ст. Алтайская духовная миссия). В 1860 г. назначен членом комитета по составлению «Ист.-стат. описания Томской епархии». 13 сент. 1861 г. перемещен на должность инспектора и экстраординарного профессора богословия в СПбДА с возведением в сан архимандрита и присвоением степени настоятеля 3-классного мон-ря. В. был одним из инициаторов создания в С.-Петербурге Православного миссионерского общества для содействия Алтайской и Забайкальской духовным миссиям, составил его устав, 21 нояб. 1865 г. был избран в члены первого совета об-ва. В 1869-1870 гг. по поручению Московского митр. св. Иннокентия (Вениаминова) составил новый устав об-ва, участвовал в работах по открытию отд-ния об-ва в Москве.
24 нояб. 1865 г. В. был назначен главой Алтайской миссии и настоятелем Чулышманского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря. Вместе с В. на Алтай поехали 2 студента СПбДА - И. В. Солодчин (впосл. архим. Иннокентий) и П. И. Макушин. Ближайшим сподвижником В. в организации школьного, переводческого, богослужебного и просветительного дела в Алтайской миссии являлся игум. св. Макарий (Невский; впосл. митр. Московский), с 1875 г. занимавший должность помощника начальника миссии. В 1866 г. миссия имела 11 церквей, 10 школ, число новокрещеных составляло 5 тыс. чел.; к 1879 г. в 10 отд-ниях миссии действовало 28 церквей и молитвенных домов, более 20 школ.
Одним из наиболее важных событий в жизни миссии в период управления ею В. было учреждение Филаретовского центрального миссионерского уч-ща в с. Улала (совр. Горно-Алтайск) для подготовки учителей, переводчиков и миссионеров. Уч-ще, первоначально существовавшее на средства начальника миссии, переняло метод обучения у Казанской центральной крещенотатар. школы, разработанный Н. И. Ильминским. При уч-ще действовали переводческая и иконописная мастерская, последнюю возглавлял иером. Антоний (Петров), брат В. Лучшие выпускники направлялись для продолжения образования в Казанскую инородческую семинарию. В 1879 г. в уч-ще воспитывались 18 мальчиков.
В. активно способствовал переводу богослужебных и др. христ. книг на алтайский язык, с 1866 г. совершал богослужения на алтайском языке. В 1876 г. по инициативе и под председательством начальника миссии и при содействии Ильминского начали работу Алтайская переводческо-цензурная комиссия и типография, осуществлявшие перевод, цензуру и издание книг на алтайском языке (Евангелие от Матфея, жития святых, последование всенощного бдения и пр.). Еще прежде по инициативе В. и под его рук. были изданы в Синодальной типографии в С.-Петербурге и в Казани с помощью переводческой комиссии Гурия Казанского свт. братства «Алтайско-русский букварь с книгой для чтения» (СПб., 1868), «Евангелия воскресные, читаемые на литургии» (СПб., 1868), «Последования святого Крещения» (СПб., 1868), «Грамматика алтайского яз. с алтайско-русским и русско-алтайским словарями» (под ред. Н. И. Ильминского, Каз., 1869), 5 назидательных притч свящ. Михаила Чевалкова (Каз., 1875), алтайского писателя и переводчика, сотрудника Алтайской миссии.
На средства В. были открыты центральная миссионерская больница с аптекой, приют для детей в Улале и мн. др. Ему удалось добиться через Казенную палату 3-летней податной льготы для новокрещеных алтайцев, а через Томскую губ. администрацию - выборности волостных старшин (зайсанов), прежде занимавших свои должности пожизненно, а также независимости новокрещеных селений от зайсанов-язычников. По просьбе В. и по ходатайству афонского иером. Арсения (Минина) из Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне в миссию был прислан список чудотворной афонской иконы вмч. Пантелеимона с частицей его мощей. Святыню из Томска крестным ходом, длившимся с 6 авг. по 1 окт. 1879 г., донесли до Алтая, где ее встретили неск. тысяч крещеных алтайцев, икону поставили в главной миссионерской ц. Всемилостивого Спаса в Улале. Позднее икона прославилась чудотворениями и чтилась не только православными, но также старообрядцами и даже алтайцами-язычниками.
1 дек. 1879 г. В. был назначен еп. Бийским, викарием Томской епархии, с оставлением в управлении Алтайской миссией. 13 марта 1880 г. наречен и 16 марта в Благовещенском кафедральном соборе Томска хиротонисан во епископа. В сент. 1882 г. из Алтайской миссии была отделена Киргизская (в пределах Семипалатинской обл.), также находившаяся под управлением В.
За время руководства В. Алтайской и Киргизской миссиями (1865-1883) было обращено в Православие из язычества, ислама и старообрядчества 6679 чел., В. лично крестил 408 язычников и мусульман. Были созданы 3 новых отд-ния миссии (Катандинское, Чулышманское и Мрасское), построены 28 церквей и молитвенных домов, основаны 19 новокрещенских селений, что позволяло кочевникам переходить к оседлому быту. Алтайская миссия получила более 30 новых зданий в Улале и Бийске. После перемещения центра миссии в Бийск в городе был построен архиерейский дом с крестовой церковью, помещениями для певчих, иконописцев, миссионерской б-кой, залом для внебогослужебных народных собеседований, гостиницей для миссионеров. При расставании с Алтайской миссией В. составил «Молитву алтайского миссионера» (Правосл. благовестник. 1895. № 3. С. 330), ставшую его духовным завещанием.
6 авг. 1883 г. В. был перемещен на Томскую и Семипалатинскую кафедру. В период управления В. епархией были открыты жен. епархиальное 3-классное уч-ще в Томске, противораскольническое братство свт. Димитрия Ростовского в Бийске, устроена двухпрестольная каменная церковь при томском архиерейском доме, произведены основные работы по завершению строительства кафедрального собора.
8 апр. 1886 г. архиерей был назначен на кафедру в Ставрополь (Кавказский) с титулом «Ставропольский и Екатеринодарский». Его усилиями на Ставропольском архиерейском подворье была воздвигнута ц. во имя равноап. кн. Владимира (в честь 900-летия Крещения Руси), построен новый архиерейский дом (по проекту В.), открыт епархиальный свечной завод, учреждено благотворительное Свято-Владимирское об-во при Ставропольском кафедральном соборе с бесплатной столовой для нищих, с детскими приютом и школой, с домом для престарелых и немощных со школой грамотности при нем. В 1889 г. В. крестил 58 калмыков Большедербетовского улуса, содействовал учреждению среди калмыц. буддийских кочевьев оседлого с. Князь-Михайловского с миссионерским станом, деревянной церковью и избами для новокрещеных инородцев. Миссионером в селение В. направил своего брата игум. Антония (Петрова).
25 нояб. 1889 г. В. был назначен на Нижегородскую и Арзамасскую кафедру. Уделял большое внимание образованию в епархии, увеличил число церковноприходских школ. В авг. 1890 г. освятил новопостроенную Космодамиановскую ц. Учредил пенсионную кассу для заштатных священнослужителей, лично пожертвовав значительную денежную сумму. Во время голода в 1891 г. Святейший Синод по ходатайству В. выдал духовенству Нижегородской епархии 15 тыс. р. в виде безвозвратной ссуды. Тогда же архиерей учредил бесплатные столовые при всех обителях (муж. и жен.), а также пособия для особенно нуждавшихся.
7 мая 1892 г. в сане архиепископа В. возглавил Казанскую и Свияжскую епархию. Совершал миссионерские и архипастырские поездки по татар., чуваш., мордов. селам. В 1894 г. инициировал обсуждение вопроса о преобразовании миссионерских курсов, действовавших при КазДА; в 1897 г. курсы стали самостоятельным учебным заведением, их местопребыванием был определен казанский в честь Преображения Господня мон-рь, получивший статус миссионерского. Активной была благотворительная деятельность архиерея, он пожертвовал значительные суммы уч-щу глухонемых, школе детского трудолюбия, дому трудолюбия, различным учреждениям об-ва трезвости (больнице, ночлежному приюту, столовой, читальне) и пр. Существенные суммы (в неск. десятков тыс. р.) он направлял Алтайской миссии, КДА, Сербской Православной Церкви (на имя Сербского митр. Михаила (Йовановича)). В преклонные годы В. посвящал досуг пчеловодству и садоводству. На казанской архиерейской даче он устроил 200 ульев усовершенствованной конструкции, в демонстрационном стеклянном улье пчелы лепили соты в виде креста и митры.
В. являлся почетным членом СПбДА, МДА, КДА (учредил в ней свою именную стипендию для лучшего студента), КазДА, Казанского ун-та, почетным и пожизненным членом правосл. Миссионерского об-ва, Палестинского православного общества, братства св. кн. Владимира (Берлин), Друштва св. Савы (Сербия) и мн. др. об-в, братств, попечительств и комитетов. Награжден орденами св. Анны 2-й (1865), 1-й (1884) степени, знаком ордена св. Анны 2-й степени, украшенным имп. короной (1871), орденами равноап. кн. Владимира 4-й (1878), 3-й (1881), 2-й (1889) степени, блгв. кн. Александра Невского (1894); бриллиантовым крестом для ношения на клобуке (1896).
22 июля 1897 г. В. открыл 3-й Всероссийский миссионерский противораскольнический и противосектантский съезд в Казани. Через неделю он заболел и вскоре умер в загородном архиерейском доме. Свое имущество архиерей завещал Улалинскому мон-рю, обширную б-ку - Казанской ДС. В. погребен под алтарем казанского Благовещенского собора в подземном храме, созданном по его инициативе, на указанном им месте.
Многочисленные неопубликованные труды В., хранившиеся в рукописном отделе б-ки КазДА и впосл. утраченные, использовались преподавателями академии в своих сочинениях по истории алтайцев, калмыков и миссионерской деятельности.